Пользователи : 37382
Статьи : 1087
Просмотры материалов : 3728947
Статьи : 1087
Просмотры материалов : 3728947
Чучела голов зверей |
Чучела голов крупных диких зверей служили украшением богатых охотничьих интерьеров в Центральной и Западной Европе еще в средние века. В наше время их широко используют для оформления интерьеров клубов, офисов, ресторанов и т.п. На настенных медальонах изготавливают чучела голов зверей с красивыми рогами (олени, горные козлы и бараны) или клыками (кабан, кабарга и пр.). Головы хищных зверей реже используют для отдельных чучел. Обычно так поступают только в тех случаях, когда остальная часть шкуры не представляет ценности, т.е. имеет признаки активной линьки, плешины, очень большие дыры и т.п. Изготовление чучел голов, отдельных или с коврами из шкур, очень трудоемко и требует соответствующих навыков. Поэтому лучше поручить это дело профессиональному таксидермисту. В мастерскую голову зверя с шеей необходимо доставить как можно быстрее в свежем или замороженном виде. Если возможна быстрая доставка, шкуру с головы не снимают, а с шеи снимают делая разрез не вдоль горла, как при промысловой съемке, а по верхней стороне шеи до затылка. Обрезают шкуру у основания шеи, лучше даже на уровне плечей и передней части груди (рис. 19). Для самостоятельной работы, особенно в первый раз, необходимо сделать ряд контурных рисунков, для чего потребуется большой лист плотной бумаги, картона или фанеры. Голову укладывают боком на лист и точно обрисовывают ее контур. Затем мягкой проволокой охватывают шею зверя поперек. Кольцо огибают так, чтобы оно плотно прилегало к шее. Аккуратно сняв проволоку, получают точный контур поперечного разреза шеи, который перерисовывают на профиль на картоне в соответствующем месте. Таких контуров делают несколько - на шее и голове (рис. 20 А). Нужно также зарисовать очертания ноздрей, рта и открытого глаза. Рисунок поможет в дальнейшем при формовке основы чучела. Закончив подготовительные работы, можно приступать к съемке шкуры. Съемка и обработка шкуры для чучела головы производится так же, как и для ковра, но основной разрез делают на верхней стороне шеи. У зверей с рогами снимают шкуру, делая дополнительные разрезы (см. рис. 13). Первичную обработку и выделку шкуры проводят, как описано выше для изготовления ковров. Череп вываривают и тщательно вычищают. Имея выделанную шкуру и очищенный череп с нижней челюстью, можно приступить непосредственно к изготовлению чучела. Существует несколько способов изготовления чучел голов для установки на настенных медальонах. Если невозможно приобрести готовые части для чучела, можно рекомендовать скульптурный метод. Скульптурный метод. На вертикальной подставке (рис. 20 Б) укрепляют толстую деревянную доску, вырезанную по контуру основания шеи. К ней привинчивают с помощью болтов и коротких стальных полос или прибивают скобами толстый арматурный прут, способный выдержать тяжесть глиняной лепной фигуры. Длину прута и его положение выверяют по рисунку головы и шеи, сделанному с натуры. Свободный конец прута прочно прикрепляют к основанию черепа. Рис. 19. Схема разрезов при съемке шкуры для чучела головы Для этого можно приварить к пруту стальную пластину двумя отверстиями, которую привинчивают к затылочной части черепа болтами с гайками. Можно пропустить конец прута внутрь черепа прикрутить его толстой проволокой продетой через специально просверленные отверстия в основании черепа, или закрепить арматуру любым другим способом (Заславский, 1965). Черепу на пруте придают желаемое положение (рис. 20 В). На полученной основе вылепливают глиняный макет головы, делают гипсовую форму и выклейку по ней бумажного макета, как и при изготовлении головы для ковра (см. "Трофейные шкуры и меховые ковры"). Рис. 20. Рисованный профиль и изготовление чучела головы для медальона (олень): А - профиль головы на картоне и места снятия проволочных контуров; Б - подставка для лепки: В - собранный каркас с натуральным черепом; предполагаемый профиль лепной фигуры и головы; Г - схема монтажа бумажного макета и крепление чучела на медальоне Готовый бумажный макет собирают на той же подставке, освобожденной от глиняной фигуры. Рога, выпиленные из черепа с лобной частью, монтируют в бумажном макете на отдельной арматуре (рис. 20 Г), которая одновременно поддерживает и все чучело. Крепят рога так же, как при монтаже трофея на медальон (см. "Монтаж костных трофеев"). Собранную основу окрашивают масляной или нитрокраской. Шкуру (обязательно выделанную) перед надеванием на готовую модель необходимо обработать составом, предохраняющим от моли и кожееда, например, со стороны мездры слегка увлажнить раствором медного купороса так, чтобы он не попал на шерсть. Смазывание не должно быть обильным, иначе, пропитав шкуру насквозь, медный купорос окрасит волосы и наружную поверхность кожи в синезеленый цвет. Вместо купороса или в смеси с ним можно применить камфарный спирт (аптечный), который разбавляют в 4-5 раз водой. Камфарное масло (аптечное) добавляют в жировку при выделке шкуры в количестве до четверти объема всего жировочного состава. Можно воспользоваться имеющимися в продаже средствами от моли, рекомендованными для применения в жилых помещениях. Протравленной влажной шкурой обтягивают макет головы. Плотно, швом "елочка" (см. рис. 15) зашивают разрез на верхней стороне шеи. Формируют рельеф морды, как и при изготовлении ковра. Под слизистую оболочку ноздрей, губ, под веки закладывают мастику, глину или пластилин, и сквозь шкуру лепят мягкие части, стремясь придать им натуральную форму. Искусственные глаза вставляют в глазницы на глине. Заранее вставленные в уши имитации хрящей укрепляют в нужном положении, закладывая мастику в основания ушей через ушные отверстия. Чтобы законченная форма не нарушилась в процессе высыхания шкуры, ее фиксируют булавками (см. "Трофейные шкуры и меховые ковры"). Шкуру шеи разглаживают на макете и прибивают небольшими гвоздиками по окружности шейной доски с интервалом 2-3 см, Излишки шкуры аккуратно обрезают. Не следует натягивать шкуру на шее. Высыхая, она может подтянуть часть шкуры головы и деформировать ее. Готовому чучелу дают высохнуть 2-3 дня. Когда шкура достаточно затвердеет, голову снимают с рабочей подставки и переносят на заранее приготовленный медальон (рис. 20 Г). Скульптурный метод сложен и очень трудоемок, но чучела, изготовленные с его применением, легкие и прекрасно сохраняют приданную им форму. Папье-маше по лепной фигуре. Этот метод заключается в следующем. Делают каркас из дерева, арматуры и натурального черепа, как и при скульптурном методе с гипсовой формовкой. Шейную часть грубо формируют из соломы или упаковочной стружки, обматывая для сохранения формы бечевкой. Затем череп и шею обмазывают глиной и в общих чертах формируют фигуру чучела. В процессе лепки примеряют шкуру. На законченной черновой фигуре шкура должна лежать свободно, нигде не натягиваясь и сильно не провисать. Получившуюся фигуру обклеивают слоями бумаги и картона на столярном клее или обмазывают слоем папье-маше. Верхний бумажный слой стараются сделать более близким к натуральной форме головы. Закончив оклеивание и дав бумаге слегка подсохнуть, снова примеряют шкуру. Теперь она должна ложиться плотно, как на готовом чучеле. По необходимости в нужных местах убирают лишние слои бумаги (папье-маше) или подклеивают недостающие. Готовой фигуре дают хорошо высохнуть. Просохшую бумажную фигуру острым ножом разрезают на 3-4 больших куска так, чтобы ее можно было снять с лепной основы. Снятые части бумажного макета окончательно высушивают, вновь собирают вместе и монтируют чучело, как и при описанном выше скульптурном методе. Некоторый недостаток способа наружной бумажной обклейки заключается в трудности соблюдения точных пропорций головы, так как слои бумаги накладывают и на те части черепа, которые у зверя примыкают непосредственно к шкуре, без прослойки мышц. Однако эту проблему можно решить. Такие места обклеивают тонким слоем, а на снятом с фигуры макете добавляют слои бумаги изнутри. Метод накрутки Этот метод более прост, по сравнению с предыдущими. В самом чучеле используют натуральный череп, который монтируют на доске - основе точно так же, как и при первых двух способах. Шею чучела моделируют, обкладывая арматуру слоями соломы, упаковочной стружки, пакли и укрепляя их бечевкой. Законченная основа целиком представляет собой упругую массу набивочного материала, плотно обмотанную частыми витками бечевки на натуральном черепе. В местах, где были самые массивные мышцы, на череп накладывают соответствующие по форме плотные комки пакли или вырезанные куски пенопласта, а сверху обмазывают глиной. Готовую модель подсушивают. Если на глине образовались трещины, их затирают. Шкуру надевают, когда глина еще не высохла, иначе могут отвалиться куски лепной основы. Шкура должна быть хорошо выделана и протравлена. Доработку внешнего вида чучела производят так же, как и при описанных выше методах. Недостатков у метода накрутки, по сравнению с применением бумажного макета, очень много. Чучело более чувствительно к качеству выделки шкуры. Во время сушки готового чучела плохо выделанная шкура, ссыхаясь, легко деформирует мягкие материалы набивки. При незначительных перепадах температуры и влажности форма чучела изменяется. Наконец, чучело получается очень тяжелым. Поэтому лучше использовать сложный, но надежный метод с жестким бумажным макетом (Плавильщиков, Кузнецов, 195U-Туров, 1950).
|
Добавить комментарий
Расскажи о нас друзьям!