Пользователи : 37382
Статьи : 1087
Просмотры материалов : 3730688
Статьи : 1087
Просмотры материалов : 3730688
История появления охотничьих трофеев |
Трофеи служили не только памятью об охоте, но и украшениями. Известны археологические находки украшений из бивней мамонта - браслеты и кольца. В одной из пещер в Германии вблизи г. Нордлингена было обнаружено ожерелье из 300 просверленных клыков пещерного медведя. Охотничьим трофеям, несомненно, придавалось и магическое значение. Носящий их охотник полагал, что он наделен свойствами добытых зверей: их ловкостью, силой, выносливостью. В религиозных ритуалах язычников трофеи так же играли не последнюю роль. По мере совершенствования оружия, развития земледелия и скотоводства охота стала носить в значительной мере развлекательный характер. Трофей как памятный знак победы и социального статуса охотника несколько утратил свое значение и перешел в область культовых приношений. Голова добытого зверя (оленя, медведя, кабана) становится в античной древности достойной жертвой богине охоты, греческой Артемиде и римской Диане. Одновременно охота стала рассматриваться как прекрасное средство военной подготовки. Греческий историк Ксенофонт (5-4 в. до н.э.) в своей книге "Киропедия" писал: "Персы считают охоту государственным делом. Это происходит потому, что охота представляется им занятием более всего похожим на войну. Охота приучает вставать рано, переносить жару и холод, закаляет тело в беге и на марше. На охоте приходится поражать зверя дротиком и стрелять его из лука. Охота во многом воспитывает мужество, так как в схватке с могучим зверем приходится бить его на близком расстоянии и увертываться, когда он нападает. Поэтому трудно определить, что есть в военном деле такого, чего бы ни было на охоте" (Ксенофонт, 1976). В средние века в Европе охота на "красную дичь" становится дворянской привилегией. Основной способ охоты - парфорсная с собаками на кабана и благородного оленя (он и название свое "благородный" получил из-за того, что охотиться на него дозволялось только благородному сословию). Трофей становится свидетельством мастерства всадника, резвости лошади, работы собак. Зверя обязательно нужно было правильно загнать, а затем взять только холодным оружием. Ценился прежде всего вес добытых рогов, хотя во Франции уже в 1573 г. в знаменитой охотничьей книге "La Benarie" ее автор, Фуйе, подробно рассматривал и строение рогов оленя. Французы к тому времени имели названия для различных отростков оленьих рогов и обозначения формы короны. С XVII в. пошла мода на аномальные рога, особенно богатые отростками. Жажда "уродств" доходила до такой степени, что егерям вменялось в обязанность стрелять в неокостеневшие рога (панты) легкими дробовыми зарядами, чтобы искусственно вызвать уродство. Рога были желанным подарком. Ими декорировали охотничьи залы в феодальных замках. В начале XVIII в. появились первые правила сохранения рогов. Так, Флеминг в своей книге "Совершенный немецкий охотник" в 1719 г. писал: "...развитые многоконцевые рога укрепляются на деревянном щите или деревянной оленьей голове, а под ней на пергаментной этикетке записывается в какой день и год и кем сражен был этот зверь, как называется это место, сколько он весил и что примечательного при этом было". К этому времени относится и возникновение таких всемирно известных коллекций, как Морицбургская и Ассо-Цинебергская. На Руси до принятия христианства существовало поклонение животным и различным духам в их обличьях. После принятия православия сохранение каких-либо частей добытых на охоте зверей считали проявлением язычества. Сама охота на "красного зверя", медведя и вепря была одной из любимых забав знати, но никаких трофеев не хранили. Только в петровские времена некоторые дворяне и "служилые люди" переняли из Европы традицию украшать залы своих домов рогами и шкурами, но широкого распространения это нововведение не получило.
|
Добавить комментарий
Расскажи о нас друзьям!