Пользователи : 37382
Статьи : 1087
Просмотры материалов : 3730586
Статьи : 1087
Просмотры материалов : 3730586
Дворянское гнездо |
Хотите почувствовать себя шотландским графом или графиней? Тогда отправляйтесь в Грампианские горы. В самом их центре, у подножия лесистых склонов, стоит сказочный замок Блэр с уникальной коллекцией старинных предметов и картин. История замка не менее уникальна, чем его красоты. Исследователи делят ее условно на три главных периода: средневековый, георгианский и викторианский. Замок, со времен кельтов служивший резиденцией герцогов Атоллских, был возведен в 1269 году Джоном Каммингом из Баденоха. Самая первая крепостная башня, скрытая башенками и зубчатыми стенами, названная в честь своего основания его именем, сохранилась до наших дней. Атолл (происходит от гэльского названия Ирландии) был одним из семи графств Шотландии, позднее он вошел в состав королевства. В 1264 году территория Атолла перешла во владение рода Стратбот; в 1320 году была конфискована королем Робертом Брюсом. Впоследствии графство неоднократно меняло хозяев, пока не перешло в состав владений Стюартов. С 1629 года титул графа (а с 1703 года герцога) Атолла принадлежит дворянской семье Меррей. Девятнадцать поколений династии Стюартов и Мерреев Атоллских владели древним Блэром, ставшим свидетелем их взлетов и поражений. Они были якобитами и роялистами, антрепренерами и фермерами, воинами и учеными. И каждый из них оставил свой след в истории замка, действительно богатой событиями. Ему приходилось выдерживать осады, его разрушали, из крепости превращали в обычный дом. В 1336 году тут останавливался английский король Эдуард III, а двумя веками позже в здешних владениях для королевы Марии Шотландской была организована грандиозная охота на две тысячи оленей, во время которой было добыто 360 оленей и 5 волков. В 1457 году замком завладел брат Якова I сэр Джон Стюарт, основатель нынешней династии. Мужская линия прервалась в 1625 году, и право собственности на замок перешло к Джону Меррею, лорду Тулли-бардина, наследнику по материнской линии. После его смерти Блэр занял герцог Монтроз, а в 1652 году - войска Кромвеля. В 1689 году он оказался в руках предводителя якобитского восстания Грэйама Клэйверхоусского, 27 июня того же года одержавшего победу над правительственными войсками в узком ущелье реки Гарри у перевала Килликранки. В 1746 году английская армия оккупировала имение, одолев якобитских повстанцев. Начатая ранее вторым герцогом перестройка средневекового комплекса в более комфортабельную георги- анскую резиденцию была продолжена архитектором Джеймсом Винтером. Последний удалил орудийные башни и зубцы, придав строению элегантный вид. Он сделал крыши крутыми, усовершенствовал дымоходы и камины. Для украшения просторных помещений лепниной стукко был приглашен мастер Томас Клэйтон из Эдинбурга. Руководствуясь тем же стилем, строители соорудили лестницу, окружив ее с двух сторон портретами лордов Атоллских всех эпох. В 1844 году Блэр посетила королева Виктория, ознаменовав своим визитом начало нового, викторианского, периода в истории замка. Она была столь очарована выправкой двухсот атоллских гвардейцев почетного караула, что предоставила ему официальный статус. Теперь он представляет собой единственную в Европе частную армию, рекрутируемую главным образом из местных жителей. Опираясь на растущую популярность так называемой шотландской баронской архитектуры, седьмой герцог привлек эдинбургских архитекторов Давида и Джона Брайсов к очередным работам по улучшению стилевой целостности зданий. Удаленные в георгианский период зубцы и башенки были восстановлены, появились новые ворота, новый вестибюль и танцевальный зал, а также бытовые удобства. Во время Первой мировой войны в нем устроили госпиталь. В 1937 году владельцы открыли для посетителей значительную часть Блэра. Сейчас он принимает больше гостей, чем любой другой замок. Новое тысячелетие Блэр встретил устройством специального экспозиционного зала, известного как Зал Банви, в северном крыле, рядом с танцевальным холлом. Система электрического освещения и водопровод были перестроены на современный лад. Замок, подобно флагманскому кораблю, плавно входит в новую эру. Семь веков истории Богатые коллекции разместились в 32 комнатах. Они дают полное представление о жизни шотландцев за семь столетий. Посетители знакомятся с бытом не только герцогов и графов Атоллских и представителей их круга, но и с обычаями и жизненным укладом простых людей: лесничих, егерей, садовников и горничных, дворецких и управляющих имением, оставивших свой одинаково увлекательный след в истории страны и Блэра. Теперешний облик замка сложился в главных чертах в XVIII веке. Войдем внутрь помещения. Прихожая замка обставлена по дизайну Дэвида Брайса при седьмом герцоге. По замыслу, ее убранство должно было соответствовать интерьеру арсенала. Стены просторного зала обшиты деревянными панелями. Почетное место отведено портрету Йэна, последнего герцога Атолла, в охотничьем костюме кисти Карлоса Санча (1982). Коллекция оружия (пистолеты, ружья, сабли, луки, мушкеты, арбалеты, пики) развешена на стенах в шотландском баронском стиле, образуя разные декоративные фигуры. Собрание включает в себя также десятки щитов, один из которых пережил битву в Каллодене 1746 года. Чучело ручного оленя по кличке Тилт, павшего в 1850 году, доминирует в зале. Он был одним из пяти животных, содержавшихся в домашних условиях с целью наблюдения за особенностями их развития. Рога на голове Тилта не те, которые он имел до смерти, а те, которые он сбросил в трехлетнем возрасте. Комната эрла Джона - сводчатая палата, расположенная под Большим залом, появилась при третьем графе в 1530 году в память о первом Меррее Атоллском. Шлем и кираса виконта Данди («Бонни Данди») - его облачение в ходе сражения при Килликранки 1689 года - выставлены здесь. Под предводительством Данди якобитское войско одержало победу. Раненный в битве и скончавшийся командир похоронен в замковом пресвитерианском храме. Импозантный вид главной лестницы говорит о том, сколь важны подобные конструкции в общем архитектурном ансамбле. Для отделки этой лестницы резными узорами второй герцог Атоллкский нашел удивительного мастера Абрахама Свона. Их гармонично дополняют необычные артефакты: череп доисторического ирландского лося, бивни нарвала, воскрешающие легенду о единороге, и другие. В 1756 году в эпоху георгианской перестройки была оформлена так называемая портретная лестница. На первый взгляд кажется, что она обшита деревянными панелями. В действительности же это работа специалистов в известной технике стукко. Второй герцог принял личное участие в дизайне лестницы и определил расположение семейных портретов своих предков. Нынешний интерьер столовой сформировался в XVIII веке в результате изменений парадного зала XVI столетия. Благодаря стараниям Томаса Клейтона помещения украсили богатой лепниной, а стену над камином - рельефным орнаментом в виде воинских доспехов; росписи сводчатого плафона на темы времен года выполнил Томас Бардвелл; пейзажные сцены на стенных панелях принадлежат кисти Чарльза Стюарта. От первоначальной идеи использовать местный мрамор из месторождения Глен Тилта пришлось отказаться из-за его низких качеств и трудностей транспортировки. Отчасти все-таки в замке нашли ему применение: из него сделана подставка для скульптуры серебряного оленя, подаренного седьмому герцогу и его невесте в день их помолвки в 1888 году. Дочь седьмого герцога Дерби, леди Амелия Стэнли, вышла замуж за первого маркиза Атолл- ского в 1659 году. Ей были выделены покои, получившие название Дерби по имени ее отца. Портьеры сохранили вышивку матери леди Амелии. Именно в этой спальне отдыхала королева Виктория во время посещения Блэра в 1844 году. После танцевального зала величественная гостиная остается самой большой и красивейшей комнатой замка и представляет собой высшее проявление второго герцога в его стремлении к величию. Отделка сводчатого потолка и карнизов принадлежит Томасу Клейтону, автор тонкого оформления беломраморного камина - Томас Картер. Стены комнаты затянуты малиновым да-мастным (узорчатым) шелком. Шерстяные гардины гостиной подверглись десятилетней реставрации добровольцами из Национальной ассоциации обществ декоративных и изящных искусств. В ковровом зале имеются вытканные в Брюсселе гобелены, ранее принадлежавшие королю Карлу I и проданные Кромвелем после казни монарха. Их обнаружили в Париже, выкупили и вернули в Блэр, именно в это помещение, составляющее часть старинной башни Камминга. Огромное ложе Вильяма и Мэри Стейт укрыто балдахином из тонких сортов шелка, вытканного ткачами-гугенотами Спиталфилдса. Оно было доставлено в замок из дворца Холируд по приказу первого герцога, имевшего там свой апартамент до ареста за оппозиционность в отношении Акта об Унии. Балдахин венчают четыре пышных пучка страусиных перьев. В Чайной комнате собрана богатая коллекция обеденной и чайной посуды. Настоящим раритетом считается сервиз в восточном стиле XVIII века с изображением герба герцогов Атоллских. Особенной красотой отличается севрский чайный сервиз с цветами и фруктами ручной росписи. Большой зал, построенный по проекту Дэвида Брайса в 1876-1877 гг. при седьмом герцоге, сохраняет и сегодня прежний вид. Предназначавшийся для проведения балов, свадебных церемоний, В числе наиболее причудливых экспонатов - покрытая эмалью корона пэров из оленьих зубов, ловушки и ошеломляющее множество чучел птиц в музее естественной истории. Возле чучела шотландского тетерева - табличка с надписью необычного содержания: «Его супруга также была подстрелена 12 августа 1884 года, но ее ощипала кухарка». Среди несравненных полотен два чудесных жанровых портрета третьего и четвертого герцогов Атоллских, написанных соответственно Иоганном Цоффани и Дэвидом Аланом. Сами жанровые сюжеты весьма характерны: третий герцог изображен законченным щеголем-вигом, четвертый - заправским охотником, в шляпе, с поверженным оленем у ног. К живописным шедеврам Блэра можно отнести и портрет первого маркиза Атолла в полный рост, написанный в классической манере Якобом де Вестом в конце XVII столетия. Маркиз запечатлен в облике Юлия Цезаря. Значительная часть оружейной коллекции Блэра размещена на террасе замка. Особую ценность представляет пара пистолетов с орнаментом в виде королевского герба образца 1810 года, подаренных принцем-регентом первому лорду Гленлайону, младшему брату пятого герцога, а также винтовка Фергюсона выпуска 1777 года. На полпути к главной лестнице стоит купленное шестым герцогом в Германии в 1841 году кресло охотника. Его ножки, спинка и подлокотники сделаны из оленьих рогов как напоминание о неоспоримом увлечении Атоллов охотой. К редким экспонатам относятся и каминные часы XVII века тончайшей работы, принадлежавшие кардиналу Ришелье. Из акварелей, в изобилии сохранившихся в замке, выделяется одна, отразившая старинный королевский обычай. По случаю коронации герцогу Атолла полагалось преподнести королю пару ловчих птиц. На картине, запечатлевший этот важный эпизод, ее автор (Джон Андерсон) выступает в роли сокольника на коронации Георга IV. Смысл всего этого действа заключался в том, что принятый дар король затем возвращал его владельцу. Пафосную церемонию упразднили в эпоху правления Вильяма IV. Нельзя не упомянуть головные уборы, знамена, знаки отличия и униформу членов семьи Атоллов, в разное время несших военную службу. Ну и, конечно, уникальный королевский орган, любимый инструмент многих обитателей Блэра. В изумрудном обрамлении Блэр окружен изумрудным сказочным кольцом. Рядом с замком роща Дианы, названная так в честь римской богини охоты, заложенная еще вторым герцогом Атоллским в 1737 году. Сегодняшние посетители могут ежедневно наслаждаться видом прекраснейших и редчайших пород зеленых насаждений. Через речку, рассекающую рощу, перекинуты два привлекательной конструкции моста XVIII века, по которым можно пройти к развалинам приходской церкви времен господства кельтов. Севернее замка, около площадки для прогулок на пони, раскинулся олений парк. Вокруг в обстановке дикой природы гордо разгуливают важные павлины, пасутся смирные овцы. Потрясает своей красотой сад Геркулеса, заложенный еще 250 лет назад вторым герцогом Атоллским на территории 3,65 гектара. Статуя мифологического героя в натуральную величину развернута в сторону сада его имени. Искусственные водоемы, цветники и аллеи, кустарники и редкие породы деревьев, скрывающие чудные статуи, завораживают глаз. События XX столетия, в первую очередь две мировые войны, печально отразились на состоянии садов и парков. В 1950-е годы посадили рождественские ели, но посадки велись бессистемно, и вскоре сад Геркулеса скрылся из виду. Лишь в 1984 году, когда лишние деревья были спилены, сад вновь открыл свои изначальные прелести. Одновременно была принята десятилетняя программа полного восстановления оригинальных параметров усадьбы. В целом намеченные мероприятия выполнены, но работы продолжаются. А в мае проходит ежегодный величественный парад горцев - единственной в Европе частной армии, имеющей в Блэре свою штаб-квартиру. В наши дни этот белый импозантный замок-особняк привлекает тысячи туристов со всей Европы. Он живет своей особенной жизнью, хотя в 1996 году умер последний герцог Атоллский. После его смерти замок и солидное имение площадью 35 тысяч гектаров унаследовала благотворительная организация. Остался титул Атоллов, перешедший к дальнему отпрыску, затерявшемуся где-то в Южной Африке. Однако, несмотря ни на что, в Блэре сохраняется атмосфера частного дома. Этому не мешают даже ежедневные легионы посетителей. Ныне в замке проживает единокровная сестра умершего десятого герцога Атолла Сара Траутон. Связанные с замком различные наследственные проблемы благополучно преодолены.
|
Расскажи о нас друзьям!