Пользователи : 37382
Статьи : 1087
Просмотры материалов : 3728525
Статьи : 1087
Просмотры материалов : 3728525
Сокол над замком |
Один из древнейших замков Австрии, Розенбург, дата основания которого восходит к XII веку, расположен в живописной части лесистой зоны страны, в 80-ти километрах северо-западнее Вены. Первое упоминание Розенбурга в официальных документах относится к 1175 году. Тогдашний владелец строения Годевин Розенбург назвал его своим именем. Примерно за два столетия до этого началось заселение труднодоступных мест, совпавшее с правлением маркграфа Бабенберга из одноименной династии. Замок выполнял роль форпоста на перекрестке стратегических путей, ведущих к Дунаю, нуждавшемуся в защите как важнейшая транспортная артерия. В XVI-XVII веках Розенбург был перестроен в стиле ренессанс и значительно расширен. В 1681 году он перешел во владение семьи Гойос, переселившейся сюда из провинции Бургос древней Кастилии. Испанское происхождение этого рода выдают и две золотые головы драконов на его семейном гербе. Документальные источники 1527-1532 годов свидетельствуют о принадлежности к испанской аристократии рыцарского ордена. Антон и Ганс, сыновья первопроходца, в составе свиты эрцгерцога Фердинанда через Триест и Коринтию тоже перебрались в Нижнюю Австрию. Другие члены семьи вскоре последовали за ними, чтобы верно служить правящему австрийскому дому. Время, когда появился Розенбург, и последующие три-четыре столетия, известные как Средневековье, представляются нам зачастую только периодом мрака, религиозного фанатизма, инквизиции и общего невежества. Между тем столь однобокий взгляд игнорирует великие проявления культуры в европейских странах, подготовивших приход эпохи Возрождения. Неудивительно поэтому, что на Средние века пришелся расцвет соколиной охоты - особой формы человеческой культуры. И наиболее масштабным явлением в этом смысле стала личность императора Священной Римской империи Фридриха II Гогенштауфена (1195-1250), автора уникального трактата «Об искусстве соколиной охоты». Этот бесценный труд явился воплощением ставших на века незыблемыми канонов и форм соколиной охоты, достигшей своего апогея именно в XIII столетии. Благодаря творению увлеченного монарха потомки узнали практически все детали соколиной охоты Средневековья. Несмотря на то что Фридрих тяготел к Сицилии и чаще предавался любимой утехе в Апулии, правители на европейском континенте испытали силу воздействия «сокольника, сидящего на троне», еще до перевода его книги с латинского на европейские языки. А построенные при жизни Фридриха два десятка замков, крепостей и дворцов по всей Европе в немалой степени служили удобным приютом для состоятельных и знатных сокольников. Розенбург, естественно, не был исключением, удачно совмещая упомянутую функцию с основным (оборонительным) предназначением. Замку не всегда везло. Во время многочисленных вооруженных конфликтов, а также во времена реформации он подвергался частичным разрушениям. Однако утраты не были столь значительными, чтобы превратить его в руины. С начала второй половины XIX века красоты замка и местные ландшафты уже привлекали туристов. Проведенные организационные и реставрационные работы превратили Розенбург в настоящее место паломничества европейских любителей истории и ловчих птиц. Наладилось проведение регулярных выставок: в 1990 году была развернута экспозиция «Образ жизни дворянства - политика, культура, вероисповедание в 1500-1700 годы», превратившаяся вскоре в постоянную тематическую выставку «Жизнь дворянства 1500-1800 гг.». Работает также экспозиция «Мир сказки». К осмотру экскурсантов представлены 26 помещений, среди которых выделяются несколько. Мраморный зал, возможно, красивейший в замке, отделан в стиле ренессанс. Мраморный пол, декоративный орнамент с зеркалами цилиндрического свода, камни и площадка для оркестра придают ему особый, неповторимый вид. В Розенбурге имеется самый большой в Европе, полностью сохранившийся двор рыцарских турниров, удивляющий своими габаритами (68x46 метров). После реставрации 1869 года законченный вид приобрела часовня, оформленная в основном в новоготическом стиле. В других комнатах замка размещены коллекции посуды, майолика, часы, стекло, живопись XVI—XVII вв., мебель, а также доисторические находки. Открыта библиотека в зале, задуманном первоначально как музыкально-танцевальный холл с потолком, запечатлевшим живописные сцены из «Метаморфоз» Овидия. Высокие, под потолок, шкафы содержат 40 тысяч томов XVI—XIX вв. Истинное восхищение на грани восторга вызывает собрание боевого и охотничьего оружия: копья и стрелы, пращи, арбалеты, средневековые мечи, кремневые и более современные ружья, пороховницы и даже мини-пушки. Конечно же, оленьи рога, развешанные по стенам комнат и залов, картины, амуниция для соколиной охоты и многое другое. В замке организовано и четко функционирует настоящее хозяйство. На его территории располагается соколиный питомник, где разводят и регулярно дрессируют ловчих птиц. Имеется также собственная конюшня. Штат квалифицированных сокольников, лошадников и подсобных рабочих обеспечивает бесперебойную работу всех замковых служб. Возвращение ренессанса В середине XX века в Европе, Северной Америке, Африке, на Ближнем Востоке оформлялось явление, которое можно было бы назвать возобновлением интереса к охоте с ловчими птицами. Рост внимания к истории культуры, тяга к возрождению старинных обрядов и обычаев, увеличение числа обеспеченных людей, ищущих применение своим богатствам, поиск новых форм духовного единения человека с животными и ряд других, менее значительных, факторов привели соколиную охоту к состоянию, близкому к тому, в котором она процветала в эпоху Ренессанса. Естественно, что общий прогресс человеческих знаний внес ряд новшеств в опять ставшее модным увлечение. Однако нововведения не затронули главных традиций соколиной охоты. Вот почему для определения феномена нами выбрано правильное, с точки зрения содержания, название этого раздела очерка. Как представляется, оно отражает еще и стремление современных энтузиастов соколиной охоты помочь широким слоям населения насладиться атмосферой прежнего, забытого «ренессанса». Одним из таких энтузиастов, поднявшимся над собственным эгоизмом, стал австриец Иозеф Хибелер, организовавший регулярные представления полетов ловчих птиц и соколиной охоты над замком. Дважды в день сотни туристов усаживаются на скамейки на ухоженном зеленом газоне в ожидании спектакля. Своими неизгладимыми впечатлениями от него поделился мой старинный приятель, проживший в Австрии несколько лет и наблюдавший неповторимое соколиное представление. Действо предваряет появление четверки труба-чей, одетых в яркие разноцветные костюмы и широкополые шляпы со страусовыми перьями. Древние мелодии в их исполнении мысленно переносят нас в минувшие века. Представление так же красочно описано в замечательной книге В. Флинта и А. Сорокина «Сокол на перчатке»: «...на специальное возвышение под звуки рогов выходит сам Иозеф. На нем белая рубашка, поверх которой надет кожаный жилет, зеленая шляпа и такие же зеленые штаны по колено с ослепительно белыми гетрами. Весь костюм выдержан строго в стиле «ренессанс». И это подлинная одежда сокольников XVI века! Вот вам первый этап «возрождения ренессанса», о котором мы говорили. После рассказа Йозефа об истории соколиной охоты снова звучат трубы, открываются тяжелые боковые ворота и на газон выезжает всадник с балобаном на перчатке. Еще миг, и сокол уже в воздухе, уже над башнями замка». Мой приятель, не увлекающийся никакой охотой, с горящими от воспоминаний глазами рассказывал о том, как все зрители завороженно наблюдали полет. Авторы книги профессионально изложили увиденное: «Повинуясь инстинкту, балобан устремляется вниз, на описывающее всадником круги вабило. Всадник меняет направление движения вабила. Сокол промахивается и взвивается ввысь, чтобы повторить атаку. После трех-четырех ставок всадник высоко подбрасывает вабило, а сокол теперь уже без помех ударяет желанную цель и грациозно планирует на землю. Зрители бурно аплодируют. Номер завершен. Затем из ворот выезжают два новых всадника: кавалер и дама. Оба с соколами на руке. Красивая наездница, сидя в дамском седле, с развевающимися из-под шляпы золотистыми волосами вызывает особое восхищение зрителей. Прекрасная пара объезжает на коротком галопе газон, пуская соколов в небо, которое птицы стремительно расчерчивают. На этот раз демонстрируется парный полет, восхищая зрителей вдвойне. Затем поочередно в воздух поднимаются орел-могильник, канюк, орлан-белохвост, красный коршун, тетеревятник и даже... филин! Завершает демонстрацию тройка грифов, которых сбрасывают с башен. Сказочное зрелище заканчивается. Оживленная толпа туристов направляется в музей соколиной охоты для пополнения знаний». Природа, окружающая Розенбург, чудесна; зеленые лужайки, розовые сады, фонтаны и водоемы, величественные и могучие дубы на подступах к замку - все это создает его неповторимый облик. Слегка утомленные экскурсией паломники могут уютно устроиться за столиком на смотровой террасе. И, любуясь чудным видом долины реки Камп, за бокалом шампанского (на худой конец с кружкой пива) обменяться впечатлениями от дивного зрелища.
|
Добавить комментарий
Расскажи о нас друзьям!